РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

       Правильное дыхание - важнейшее  условие правильной речи.   Воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу является источником образования звуков. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 

       Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний,  нарушений речи (стёртая дизартрия, заикание, разные формы поражения голоса).
       При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения пауз.

     Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребёнка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребёнка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
     Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

 

Параметры правильного ротового выдоха:

 

- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

     Во время проведения игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют его, могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.


Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

Лети, бабочка!

К бумажной бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка.

Взрослый показывает ребёнку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать (и дует на бабочек)  Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть.

Ребёнок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребёнок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щёки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Ветерок
Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Осенние листья

Заранее соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

- Красивые листья мы с тобой собрали. Вот жёлтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
 

Вертушка

Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно. 
- Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее.

Плыви, кораблик!

На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

Катись, карандаш! 

Ребёнок сидит за столом. На столе на расстоянии 15-20 см от ребёнка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребёнку подуть на карандаш. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Шторм в стакане 

В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в неё –  пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребёнку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые пузырьки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получаются маленькие пузырьки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. Ребёнок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос ребёнка пальцами и предложить подуть.

Листопад
Взрослый  выкладывает на столе листочки (маленькие настоящие или вырезанные из двухсторонней цветной бумаги) и предлагает подуть на них.
- Представь, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер –  разбросал все листья по земле! Давай сделаем ветер – подуем на листья!
При этом нужно следить за правильностью осуществления ротового выдоха.

Перышко, лети!

Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Мыльные пузыри

Поиграйте с ребёнком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает пузыри, а ребёнок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Не забывайте следить за безопасностью ребёнка – не позволяйте ловить ртом или вблизи  глаз.

Пой со мной!

- Давай споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!». Набери побольше воздуха – вдохни воздух. Песенка должна получиться длинная. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать.
- Вот вторая песенка: «У-У-У!», Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!»

Сдуй шарик

Предложите ребёнку поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
- Давай поиграем в шарики! Разведи руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните ребёнку, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. 
Добирать воздух нельзя.

Змейка 

Предложите поиграть в змей.
- Давай поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»
Напомните, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
 

Насос

Предложите  поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.
- Иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давай возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребёнок сделает следующий вдох.

Комментариев нет:

Отправить комментарий