ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

     Воспитание чистой и грамотной речи у ребёнка – одна из важных задач. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. В процессе игры развивается не только речь, но и формируется характер ребёнка, происходит становление его личности, активно осуществляется его психическое развитие.

     Ребёнок проявляет наибольший интерес именно к игровой деятельности. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Игровые ситуации, возникающие в ходе игры, требуют от детей определенных речевых навыков и способствуют их дальнейшему совершенствованию.

     Активно используйте в повседневной деятельности речевые игры, и тогда ваш ребёнок быстрее научится грамотно и чётко выражать свои мысли и будет радовать вас красивой и благозвучной речью.

     Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

     Речевые игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. Они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из детского сада, на прогулках, в поездках. Если есть желание развивать своего ребёнка, тогда и время обязательно найдётся.

 

 Подборка игр для развития речи

 

Игра «Что мы видим во дворе?»

         Вместе с ребёнком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте всё увиденное в деталях. Например, «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребёнку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами, например – «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?» и так далее.

     Также по дороге домой ребёнок может называть, что видит, какие эти предметы. 

 

Игра «Что мы видели вчера?»

      Вместе с ребёнком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях, используйте прилагательные для описания.


Игра «Доскажи словечко»

     Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её:

Ворона каркает, а воробей …                      У коровы телёнок, а у кошки …

Лимон кислый, а сахар …                            Сова летает, а заяц …

Луна видна ночью, а солнце …                   Огонь горячий, а лёд …

Река широкая, а ручеёк …                            Камень тяжелый, а перо …

 

Игра «Волшебные очки»

     Предложите ребёнку представить, что у него есть волшебные очки. Когда он их надевает, то всё становится красным (зелёным, синим, жёлтым и т. д.).

- Посмотри вокруг в волшебные очки, какого всё стало цвета? (Красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и т.д.)

 

Игра «Покупки»

     Вместе с ребёнком выкладывайте из пакета принесённые из магазина покупки, во время этого предлагайте различные задания:

 - в каких из этих предметов «живёт» звук [С]? (сыр, сосиски, сок) Либо любой другой звук.

 - что для тебя здесь самое вкусное?

 - что самое тяжёлое/лёгкое?

 - что мы сможем приготовить из этих продуктов?

 

Игра «Волшебный мешочек»

     Вместо мешочка подойдет любая ёмкость или непрозрачный полиэтиленовый пакет. Можно взять любые мелкие игрушки (машинки, мячики, киндеры), геометрические фигуры (из набора кубиков), предметы игрушечной посуды, предметы домашнего обихода (расческа, отвертка).

Ребёнок опускает руку в мешочек, затем, не доставая предмет, ощупывает его, описывает, какой он, и называет, что это. И только потом вынимает предмет из мешочка.

 

Игра «Что бывает?»

 Взрослый называет прилагательное, а ребёнок подбирает к нему существительные. Например, «Жёлтое. Что может быть жёлтым?». Ребёнок перечисляет: «солнце, цыплёнок, яблоко, шар, …» и т.д.

 

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.

 

Игра «Догадайся, что это»

Взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. Например: оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье. Постепенно нужно привлекать ребёнка к тому, чтобы он сам загадывал такие загадки.

Игра «Скажи ласково»

Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, чашка в чашечку, кукла в куколку, машина – …, и т.д.».

 

Игра «Мой, моя, моё, мои»

Ребёнок должен назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.).

 

Игра «Варим варенье, делаем сок»

Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш ребёнок. Стоя в очереди, вспомните из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются.  Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и  каш.


Игра «Чего много?»

Взрослый говорит, что будет называть предметы со словом «один», а ребёнок со словом «много»

Один мяч – много мячей, один апельсин – много апельсинов, одна  кукла – много кукол, один  гриб – много грибов, одно платье – много платьев и т.д.

 

Игра «Посчитай»

Предложите ребёнку на улице и дома посчитать разные предметы (дома, деревья, кусты, машины, пуговицы, чашки, игрушки, мебель и т.д.).

Одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин.

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.          

 

Игра «Подумай и назови»

Предложите ребёнку дать словами правильные определения.

Если на рубашке грязь, то рубашка (какая?) – грязная.  Если на улице очень холодно, то день (какой?) – холодный. Если дом из дерева, то дом (какой?) – деревянный. Если одежда из меха, то одежда (какая?) – меховая и т.д.

 

Игра «Кто подберёт больше слов»

Ребёнок должен назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:

  -  Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.)

  -  Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.)

  -  Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик и т.д.)

 

Игра  «Чего не стало?»

Взрослый выкладывает перед ребёнком несколько различных предметов (можно игрушки) – 4-7 штук. Затем просит ребёнка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребёнку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.

Игра «Подбери слово»

Взрослый предлагает ребёнку внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки, бабочки правильные, точные действия (глаголы).

 

Рыбка:

К камню (отплыла или подплыла):

От берега (переплыла или отплыла);

Всю реку (вплыла или переплыла)?

 

Бабочка:

К цветку (отлетела или подлетела);

С ветки на цветок (облетела или перелетела);

Вокруг капусты (влетела или облетела);

В комнату (подлетела или влетела)?

 

Лягушка:

К бревну (подпрыгнула или выпрыгнула);

С бревна (отпрыгнула или спрыгнула);

От журавля (перепрыгнула или отпрыгнула)?

 

 

 

     «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»  

                                                                                         В.А. Сухомлинский

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий