СКОРО В ШКОЛУ
Как
узнать готов ли ребёнок к обучению в школе?
Поступление ребенка в школу – это очень важный этап в его жизни. От того
насколько он к этому готов, зависит успешность его обучения. Подготовку к школе
нужно начинать заранее, за полгода, год до поступления.
Выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе. Это
интеллектуальная, психологическая, социальная, мотивационная, физическая и
логопедическая готовность к учебе.
Интеллектуальная готовность связана с такими качествами, как память, внимание и мышление. Ребёнок
должен знать свою фамилию, имя, отчество, адрес, день рождения. Он должен
правильно определять геометрические фигуры и объёмные геометрические тела,
знать цвета, ориентироваться в понятиях «больше-меньше», «поровну», «право-лево»,
«над и под» и другие. Будущий первоклассник должен уметь обобщать, находить
сходства и отличия. Очень важным критерием интеллектуальной готовности является
способность поддерживать внимание. Эта функция у ребенка развивается
постепенно. Маленькие дети легко отвлекаются, а дети более старшего возраста
способны, в какой-то степени контролировать свое внимание. Необходимо, чтобы
ребенок мог говорить развернутыми фразами. Для этого при подготовке к школе
важно с ним чаще разговаривать, поощрять выражение своих мыслей и чувств.
Хорошо, если перед школой ребенок умеет читать и считать.
Психологическая готовность определяется тем фактом, что игра постепенно перестает быть
основной формой деятельности ребенка. Увеличивается его познавательная
активность. Ребёнок уже способен контролировать свое поведение, становится
более самостоятельным и может взаимодействовать с другими взрослыми, кроме
своих родителей. Очень важна мелкая моторика рук, это поможет ребёнку легче
освоить письмо. Ребёнок должен уметь правильно держать карандаш, ручку,
застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Важно, чтобы ребёнок мог
ориентироваться в пространстве, на бумаге, во времени. В развитии навыка
ориентировки на бумаге очень хорошо помогают «Графические диктанты».
Социальная готовность. С возрастом ребёнок
становится более социальным, он научается устанавливать контакты со своими
ровесниками и взрослыми и стремится к этому новому общению. Отчасти это зависит
от зрелости мозговых структур. С другой стороны он берёт пример со своей семьи,
копирует поведение родителей. Перед школой ребенок должен владеть всеми
навыками самообслуживания, уметь раздеться, одеться, кушать, собрать рюкзак. Он
должен быть обучен правилам этикета, вежливого общения, уметь сидеть за партой
нужное время, слушать взрослого, выполнять его просьбы и отвечать на вопросы.
Ребенок должен уметь подождать своей очереди, когда это необходимо. Будущий
первоклассник должен уметь взаимодействовать с коллективом, помогать более
слабым.
Очень важно, чтобы будущий школьник знал правила безопасности при
общении с незнакомыми взрослыми. Он выходит в новый большой мир и от этого
порой зависит его жизнь и здоровье.
Мотивационная готовность должна
быть сформирована у ребёнка
перед школой. С одной стороны мотивация
зависит от психологической зрелости ребёнка. Если он еще не
готов, то будет отвлекаться и предпочитать игры учёбе. Все дети растут
по-разному, но к средней школе все более менее психологически выравниваются. А
вот если он с самого начала чувствует себя неумёхой или неудачником, то это
может вызвать комплексы в дальнейшей жизни. С другой стороны мотивация
формируется воспитанием. Если ребёнок хочет в школу, чтобы «носить красивый
ранец», то он еще не готов. Будущий первоклассник должен хотеть учиться,
получать знания, например, чтобы «стать доктором» или даже «заработать
много денег». То есть ребёнок, в какой-то степени должен осознавать важность и
нужность обучения в своей дальнейшей жизни.
Физическая готовность ребёнка к школе определяется тем, что у него нет проблем со
здоровьем (нормальный слух, зрение, моторика), которые могут помешать обучению
в школе. Физическая
готовность предполагает развитие координации движений, пространственных
представлений, чувство ритма и «ручную умелость». А так как их развитие является
задачей физической культуры, то естественно говорить о том, что именно занятия
физическими упражнениями могут внести значительный вклад в подготовку детей к
обучению в школе.
Логопедическую готовность. В современном мире у многих детей бывают сложности с
произношением звуков. Если ребёнок неправильно произносит звуки, то часто
начинает и писать их неправильно. Поэтому с визитом к логопеду лучше не
затягивать.
10 советов родителям
будущих первоклассников
1.По возможности
заранее познакомьтесь со школой, условиями обучения и учителем.
2.Обсудите с ребёнком
правила и нормы поведения в школе. Объясните ребёнку их необходимость и
целесообразность.
3.Выделите место для
занятий дома.
4.Поддерживайте в
ребёнке стремление стать школьником.
5.Избегайте чрезмерных
требований к ребёнку.
6.Составьте вместе с
будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
7.Приучайте ребёнка
содержать в порядке свои вещи и принадлежности.
8.Помните, что
ребёнок имеет право на ошибку. Поэтому не стоит относиться к его первым
неудачам, как к краху всех ваших надежд.
Ваш ребёнок очень нуждается в вашей помощи и поддержке.
9.Не пропустите
первые трудности в обучении. Обращайте своё внимание на любые затруднения,
особенно если они становятся частыми.
10.Не перегружайте
ребёнка учёбой. У ребёнка должно оставаться достаточное количество времени на
игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий